Действительность предлагает нам огромное обилие сюжетов, и надо уметь выбрать главное, надо всегда стремиться, чтобы в видоискатель попало то, что наиболее ярко выражает какое-то явление действительности… Мы наблюдаем и помогаем другим увидеть и познать в самых обычных фактах мир, который нас окружает.

Анри КАРТЬЕ-БРЕССОН


  Жанровая фотография — понятие сложное и неоднозначное, очень часто вызывает недоразумение со стороны как зрителей, так и самих фотографов. Возможно, проблема заключается не в самом понятии, а в термине, который зачастую приводит к путанице. Чтобы отличить жанр как искусствоведческое понятие (пейзаж, натюрморт, портрет) от «жанра» — изображения состояний и действий людей, — термин в дальнейшем будем брать в кавычки.
  Очевидно, что истоки понятия восходят к живописи. Поэтому специфика «жанра» в фотографии во многом с ней схожа. Так, в живописи под «жанром» подразумевается изображение сцен из повседневной жизни. К примеру, на полотнах фламандских живописцев ХVII века шумели веселые семейные праздники, кружились в танце крестьяне, бушевали пьяные драки в тавернах. Эти яркие многолюдные сцены были полны кипучей энергии. Под понятием «жанра» в фотографии также подразумевается изображение состояния и действия людей. Но, обогащаясь традициями изобразительных искусств, она вместе с тем ищет свои, особые пути.
  Темой «жанровых» снимков преимущественно служит социальная и бытовая среда, а изобразительный материал — люди. И та как среда оказывается главным предметом изображения, а зафиксированные люди ее только объясняют и освещают, то можно сказать, что главный жанровый принцип «жанра» — быть «зеркалом мира». Наличие сюжета, то есть фиксация фотографом некого процесса или свершающегося действия, — это необходимое условие «жанрового» снимка.
  В этом «жанр» очень схож с кино, но, в отличие от кинематографа, «жанр» выражает только одну стадию процесса. Жанровый снимок иногда имеет признаки портрета, так как в обоих случаях общий изобразительный материал — люди. Однако здесь есть принципиальное различие: в портрете главный источник выразительных элементов — изображаемый человек, а в «жанре» — процесс, в котором он задействован. Если «жанр» — это «зеркало мира», то портрет — «зеркало души».
   Жанровая фотография может быть:
постановочная — режиссура кадра, введение героя в придуманные обстоятельства
репортаж — съемка событий, не предполагающих режиссуру и постановку.